13 Ноября 2019, 19:22 527

К 75-летию областного радио: как рождается «магия звука»?

Костромские звукорежиссеры всегда были в авангарде. Благодаря современным технологиям, они могут восстановить пропавший голос и собрать речь по буквам. А в «эпоху пленки» наши звуковики изобрели так называемый «бескровный монтаж», учиться которому приезжали даже московские коллеги.

К 75-летию областного радио: как рождается «магия звука»?

Фонотека, которая сейчас умещается на одной флешке, 25 лет назад хранилась вот на таких бобинах, рассказывают радиожурналисты. По ширине слоя пленки опытный звуковик мог с точностью до секунд сказать, на какой длины передачу этого «блина» хватит. Самый страшный ночной кошмар был – рассыпать километр готовой передачи. А чтобы смонтировать программу, пленку резали и склеивали. После этого она жила всего один эфир. На костромском радио придумали, как ее сберечь.

Ася Шароватова, корреспондент областного радио в 1995 – 1999 гг.: «Наши звукорежиссёры придумали «бескровный монтаж». Они брали два магнитофона. На одном была «грязная» рабочая запись, на другом – чистая. Подгоняли по словам, включали параллельно два магнитофона. Получался монтированный фрагмент. Эту пленку можно было использовать второй, третий, четвертый раз. Коллеги рассказывали, что наши московские товарищи приезжали учиться, чтобы этот метод внедрить у себя».

 
 
 
 
 

Поэтому все звукорежиссеры тех лет – Алла Петрова, Надежда Попова, Елена Румянцева – были худыми. Целый день при монтаже программы бегая вдоль четырёх магнитофонов, установленных в ряд. Сегодня радиопрограммы делают на компьютере, а готовая выглядит вот так. Множество звуковых дорожек на одном экране. Звукорежиссер собирает программу, как конструктор – расставляет текст ведущего, комментарии специалистов, музыкальную подложку по своим местам. В фонотеке – тысячи эффектов и звуков. Благодаря им программа оживает.

В студии много работают с ведущими. Чтобы добиться интонации, которую задумал звукорежиссер, иногда приходится делать десятки дублей. Но современные программы значительно облегчают задачу. «Начитай алфавит, я потом соберу» – шутят звукорежиссеры по-свойски. Современные технологии спасают порой из безвыходных ситуаций.

Алексей Капустин, звукорежиссер «Радио России Кострома»: «Приходит ко мне вокальный ансамбль, у каждого поставлен свой микрофон. У одного микрофон оказался перевернут. Когда пели – вроде все хорошо. Потом стал слушать – одного голоса нет. Пришлось программными средствами его вытаскивать. Ну, в итоге зазвучали все».


РР 75 сайт.png

А это – сердце радио. Главная студия. Отсюда программа уходит в прямой эфир. Выпускающий следит за уровнем громкости.   

В эру новых медийных технологий меняется и радио. Неизменным остается одно. Вне зависимости от времени суток, рода занятий, возраста и настроения, радио остаётся самым близким источником информации, собеседником, эмоциональным фоном и просто другом.