16 апреля 2023, 10:30 1 310

Феномен Островского: костромичам рассказали, почему пьесы драматурга актуальны сегодня

Их любят и российский зритель, и российские актеры, которые самого автора называют кормильцем. Причем так было и в царские времена, и в СССР, и теперь.


«Познакомь этого чудака с Чебокасаровыми, а я скажу Надежде Антоновне, что у него золотые прииски. И будем любоваться, как она станет за ним ухаживать. А вдруг узнает, что это вздор? Что окажется, что у него только и есть Чухломская деревня. Зачем? А что, тебе его жалко, что ли?»

На сцене театра Островского – премьера пьесы «Бешеные деньги». Спектакль специально создан к двухсотлетию драматурга. Все, что происходит на сцене: и обман, и коварство, и продажная любовь, и раскаяние, - будто срисовано с нас сегодняшних. И зритель реагирует очень эмоционально. Эта комедия – яркий пример, как в принципе работал Островский, какие проблемы поднимал, каких персонажей выводил на подмостки, говорит режиссер Елена Сафонова.

современный островский.mp4_snapshot_01.20.106.jpg

Елена Сафонова, режиссер театра имени А.Н. Островского: «Противопоставление человека, который занимается делом, и пытается делать это честно, в прибыль себе и государству. Васильков, герой пьесы, вообще собирается строить Транссиб, не больше, ни меньше. И тот московский бомонд, собирательный образ веселых бездельников, которым хочется жить замечательно, и при этом ничего не делая, так скажем».

Два года с аншлагом на сцене Костромского драматического идёт ещё одна постановка Островского. В «Доходном месте» сохранен авторский текст, но действие - в современном антураже. И никакого диссонанса. Для героев по-прежнему актуален выбор – оставаться честным человеком или угождать, подлизываться и брать взятки и на них покупать, в том числе, и любовь.

современный островский.mp4_snapshot_01.58.248.jpg

«Обратили внимание?! Чего еще лучше, о чем еще мечтать чиновнику. А не обратили на тебя внимание, что ты? Ничего!»

современный островский.mp4_snapshot_02.14.576.jpg 

Ирина Едошина, доктор культурологии: «А в жизни есть вечные темы, это любовь и деньги. Это всегда, это в любое время. В какое бы мы ни жили. Всегда будет проблема любви и проблема денег».

Александр Островский третий век не сходит с театральных подмостков. Даже во времена военного коммунизма и в годы сталинских репрессий, говорят в Музее театрального костюма.

современный островский.mp4_snapshot_02.39.667.jpg

Вера Цыпляева. заведующая Музеем театрального костюма: «Есть программки интересные 30-го года. Либретто там написано. И вот советская власть, в этом либретто написала – да, мы ставим, мы оставили наших классиков – например, Островского. И мы будем ставить в костромском театре «Волки и овцы», потому что там показано, как вот этот буржуазный класс, который душил все народное, они все-таки понесли свое наказание. То есть советская власть, она тоже взяла Островского, только с точки зрения классовости и надклассовости».

Островский первым из русских драматургов соединил товарно денежные отношения и отношения человеческие и выплеснул эту гремучую смесь на отечественную сцену. Он родился в Замоскворечье, тогда купеческом районе столицы. Его отец был юристом. И с юности Островский слышал от приходивших к отцу клиентов рассказы о плутовстве, о страшных разорениях и человеческой подлости. Сам драматург тоже учился на юриста. В молодости работал в коммерческом суде. А уже став маститым драматургом, был мировым судьей в Костромской губернии. Судья костромского областного суда Галина Зиновьева называет Островского своим коллегой. Для нее он – один из любимых авторов.

современный островский.mp4_snapshot_03.49.818.jpg

Галина Зиновьева, судья Костромского областного суда: «Все те чувства и эмоции, которые были и двести лет назад, те эмоции мы наблюдаем и сейчас, в сегодняшних судебных процессах. Например, пьеса «Свои люди – сочтемся». Она поднимает там тему конкурсного управления при банкротстве. И сейчас такие же споры мы рассматриваем».

Впрочем, Островский оставил нам не только драмы и комедии материального мира. В его пьесах всегда звучит тема любви, сострадания, раскаяния и жертвования. Она берет начало из детства драматурга, убеждены исследователи его творчества.

Ирина Едошина, доктор культурологии: «У него очень тяжелое было детство, третий ребенок, двое перед ним умерли. Я думаю, что мать его очень любила, но поскольку она была всегда беременна и умерла при родах, он рано лишился матери – с одной стороны. С другой - остались два брата и сестра, над которыми он был старший. И для того, чтобы его Незнамов в «Без вины виноватые» произнес свой монолог о сиротстве, это надо было пережить. Он в каждом человеке, в любом, в самом отвратительном, в самом неприятном, он находит человеческие черты».

Бессмертная и совсем не детская сказка – «Снегурочка». В людских сердцах вместо солнца – остуда, там оскудела любовь. Сама Снегурочка тоже хочет научиться любить и отдает за это жизнь. Ольга Ипатова готова говорить об этом бесконечно. Женщина живет в селе Николо-Бережки, где похоронен драматург. Всего в двух шагах от его усадьбы Щелыково. Впервые Снегурочку Ольга услышала от отца, который вернулся домой с войны.  

современный островский.mp4_snapshot_05.28.293.jpg

Ольга Ипатова, исследователь творчества Островского: «На спине у него видела шрам, под лопаткой - это под Сталинградом его ранило. Пальчиком водила, а он мне рассказывал. И я вычитала потом, что если Вы в детстве какую сказку услышали, и она в памяти у вас осталась, то по этой сказке вы будете и жить».

Вместе со Снегурочкой Ольга Ипатова живет всю жизнь. Участвовала в съемках знаменитой «Снегурочки» Павла Кадочникова. Десятилетия проработала экскурсоводом в усадьбе Щелыково. Сейчас – воссоздала избы и быт берендеев. Приглашает на экскурсии детей. И уже сама рассказывает им вечную сказку о возвращении людям любви. Не зря художник Виктор Васнецов называл эту пьесу «русской молитвой». Впрочем, «русским духом» пронизано все творчество Александра Николаевича, говорит актер Костромского драматического театра Алексей Галушко. Это он в день рождения Островского много лет играет самого драматурга, а также многие главные роли в его пьесах. На Гамлета и Цезаря не похож, а вот русского купца, помещика, приказчика изобразить – даже особо гримироваться не надо, говорит актер. Понял это еще в студенческие годы. 

современный островский.mp4_snapshot_06.36.614.jpg  

Алексей Галушко, Заслуженный артист Костромской области: «Один раз взяли пьесу Пристли «Затемнение в Грэтли». Мы уже пятый курс. Алексей, ты там нужен. Я выхожу, а преподаватель на разборе говорит: «Алексей, извини, ты не англичанин, ты не лондонец. Вот идешь туда, в Островского, вот это твоё»».

Пока есть Островский, без ролей и работы не останемся, говорят актеры. И с любовью и почтением зовут его «наш кормилец». Он создал современный русский театр. Перенес на сцену реальную жизнь. В общей сложности написал 48 пьес. И все – проверены временем на зрительскую любовь. Идут с аншлагом. Островского будут ставить, пока есть Россия, говорят в театре. В Костромской области мероприятия в честь 200-летия Александра Николаевича будут идти в течение всего года. В планах – больше 300 выставок, спектаклей, встреч, гастролей и большой театральный фестиваль.